- Симптомы неисправности
- По каким причинам не работает вентилятор охлаждения в автомобиле ВАЗ-2114
- Как работает система охлаждения в автомобиле ВАЗ 2114?
- Какие симптомы указывают на неисправность
- Причины выхода из строя вентилятора
- Возможные причины и их диагностика
- Как заменить вентилятор
- Не работает вентилятор охлаждения: как исправить?
- Необходимый инструмент
- Пошаговый рабочий процесс
- Советы автомобилистам
Симптомы неисправности
Проблему в работе вентилятора системы охлаждения можно определить по резкому повышению температуры охлаждающей жидкости. На приборной панели автомобиля появится предупреждающее сообщение о повышении температуры охлаждающей жидкости. Водитель должен выключить двигатель и подождать, пока он остынет, прежде чем продолжать осторожное движение. Обратите внимание, что не рекомендуется запускать автомобиль с неработающим вентилятором, так как существует риск повреждения головки блока цилиндров, что непременно приведет к трудоемкому и дорогостоящему ремонту.
Эти неисправности можно также обнаружить при визуальном осмотре радиатора и вентилятора. Если вентилятор не включается при значительном повышении температуры охлаждающей жидкости, это может свидетельствовать о наличии различных неисправностей в устройстве.
Причин отказа вентилятора может быть несколько:
- Неисправный датчик температуры.
- Потеря контакта в разъеме датчика температуры.
- Неисправная проводка.
- Проблема с реле.
- Перегорел предохранитель.
- Неисправность привода двигателя вентилятора.
По каким причинам не работает вентилятор охлаждения в автомобиле ВАЗ-2114
ВАЗ-2114, как и любой другой автомобиль, оснащен инжектором, задачей которого является охлаждение радиатора. Жидкость остывает быстрее, и в двигателе поддерживается необходимая температура. Если автомобиль едет быстро, вентилятор не включается, поскольку в автомобиле достаточно естественного воздушного потока. Система охлаждения начинает работать при медленном движении или во время остановки (если двигатель не выключен). Но если вентилятор неисправен, как найти и устранить проблему. Читать далее.
Как работает система охлаждения в автомобиле ВАЗ 2114?
Система охлаждения представляет собой трубопровод, в котором циркулирует специальная жидкость. Охлаждающая жидкость направляет теплый воздух от двигателя к радиатору, где холодный воздух понижает его температуру.
Медленное вождение или остановка и оставление двигателя включенным в жаркую погоду может привести к перегреву двигателя. Чтобы избежать подобных неприятностей, автомобиль ВАЗ-2114 оснащен электровентилятором, который включается датчиком при нагреве двигателя до критической температуры. В ВАЗ-2114 эта температура достигает 85 градусов. Когда двигатель остывает, термостат перестает дуть.
Вентилятор в автомобиле ВАЗ-2114 расположен под капотом, на внутренней стороне радиатора. Рассматриваемое устройство состоит из электродвигателя, расположенного в корпусе рамы, и лопастей. Датчики мощности и температуры подключены к электродвигателю.
Какие симптомы указывают на неисправность
Обнаружить проблему с вентилятором просто: когда вентилятор не работает, охлаждающая жидкость быстро нагревается. Бортовой компьютер получает соответствующий сигнал, и на приборной панели появляется значок, указывающий на проблему.
В этом случае выключите автомобиль, подождите, пока он остынет, а затем действуйте с осторожностью.
Эксплуатация автомобиля с неисправной системой охлаждения небезопасна. Особенно летом, сломанный вентилятор может нанести серьезный ущерб. Перегрев в первую очередь вызывает растрескивание головки блока цилиндров.
Обнаружить неисправный вентилятор несложно:
- запустите двигатель;
- откройте капот двигателя;
- подождите, пока вода не нагреется.
Если двигатель вентилятора не работает — выключите двигатель и ищите причину неисправности. Ремонт компонента системы охлаждения не является сложным, но ниже описано, как найти проблему и как ее исключить.
Причины выхода из строя вентилятора
Не игнорируйте сигнал блока управления о перегреве двигателя. Более быстрое приведение системы охлаждения в порядок снижает риск возникновения других неисправностей.
Основными причинами, по которым вентилятор в ВАЗ-2114 перестает работать, могут быть:
- неисправность проводки;
- отказ реле;
- перегоревший предохранитель;
- Выход из строя электродвигателя вентилятора;
- нарушение контакта в колодках.
Начните с проверки работы вентилятора. Сделайте это следующим образом:
- Отсоедините разъем питания;
- Подключите клемму непосредственно к аккумулятору, ток постоянный, не нужно обращать внимание на полярность.
Если это сработает, то неисправность должна быть в электрической системе. Если он не работает, неисправность кроется в электродвигателе.
Возможные причины и их диагностика
Основные причины, по которым не работает вентилятор на ваз 2114, следующие:
- перегорел электродвигатель вентилятора;
- перегорел предохранитель;
- неисправное реле;
- имеется обрыв в проводке;
- контакты датчика окислены;
- датчик неисправен.
Контакты вентилятора Ваз 2114
Чтобы проверить двигатель вентилятора, просто отсоедините его от блока управления и подайте питание непосредственно от аккумулятора. Если пропеллер начинает вращаться, это означает, что двигатель в порядке, если нет, то потребуется замена самого вентилятора.
Следующим шагом в поиске неисправности является проверка предохранителя. Для этого найдите 20-амперный предохранитель F4, расположенный в общем блоке. Проверьте его мультиметром и при необходимости замените на новый, аналогичный. Одновременно очистите контакты в гнезде предохранителя, поскольку причиной неисправности также может быть окисление.
Предохранители ВАЗ 2114
Есть более простой и быстрый способ проверить, работает ли предохранитель F4 — просто посигнальте в клаксон. Если клаксон работает, предохранитель исправен, так как оба подключены к одному предохранителю.
Если предохранитель исправен, проверьте реле вентилятора 2114. Есть два способа сделать это — использовать тестер для проверки реле (оно должно быть в замкнутом положении) или заменить реле на новое, исправное.
Второй метод предпочтительнее, так как проверка мультиметром не всегда дает точные результаты. Если обнаружится, что реле неисправно, замените его на идентичное. (Установка других устройств вместо оригинального реле крайне нежелательна, так как в большинстве случаев они не будут функционировать должным образом).
Проверьте проводку
Если реле также работает, проверьте проводку. Просто проверьте все провода, составляющие электрическую цепь вентилятора. Если обнаружен обрыв, замените неисправный провод, но если обрыв не обнаружен, возможная причина только одна — датчик вентилятора ваз 2114.
Схема питания вентилятора
Перед проверкой самого датчика необходимо проверить и очистить его контакты — если они окислены, устройство будет работать неправильно или не будет работать вообще. Чтобы проверить сам датчик, отсоедините его от источника питания.
Если он работает, вентилятор включится и будет работать непрерывно (в аварийном режиме). Затем отсоедините разъем датчика от контроллера и запустите двигатель.
Если вентилятор вращается, датчик неисправен и подлежит замене.
Как заменить вентилятор
Если проверка электрической цепи показывает, что вентилятор охлаждения ваз 2114 не работает именно из-за его неисправности, замените его новым той же модели.
Прежде чем покупать новый вентилятор, проверьте, подлежит ли старый ремонту. Часто бывает, что из строя выходят только подшипники или графитовые щетки, а сам двигатель остается в хорошем рабочем состоянии. В этом случае проще и дешевле заменить только изношенные детали.
Для замены всего вентилятора требуются следующие инструменты:
- Торцевой ключ 10 мм.
- Торцевой гаечный ключ 8 мм.
- Крестообразная отвертка.
Замена вентилятора
Чтобы заменить вентилятор, выполните следующие действия
- Тормозите автомобиль с помощью ручного тормоза;
- подложите под колеса противооткатные упоры, кирпичи или другие опоры;
- откройте капот, отсоедините отрицательный кабель от аккумулятора;
- открутите крепежные элементы корпуса воздушного фильтра;
- Открутите зажим кабеля от датчика расхода воздуха;
- открутите саморезы на крышке фильтра и снимите фильтрующий элемент
- открутите крепежные детали воздухозаборника и снимите его
- открутите гайки крепления вентилятора (всего 6 штук);
- отсоедините жгут проводов от разъема вентилятора;
- вытащите вентилятор вместе с кожухом;
- Выкрутите винты (три штуки), крепящие вентилятор к корпусу;
- Снимите старый вентилятор.
Установка нового вентилятора и его сборка выполняются точно так же, но в обратном порядке.
Обратите внимание, что новый вентилятор должен быть той же модели, что и старый, и соответствовать размерам старого.
После удаления неисправного вентилятора и установки нового проверьте всю электрическую систему охлаждения. Запустите двигатель автомобиля и оставьте его работать, пока вентилятор не включится автоматически (обычно около 5 минут с момента запуска двигателя до начала охлаждения).
Крепежные зажимы
Если вентилятор работает в течение некоторого времени, выключите двигатель. Если вентилятор также отключается на короткое время, его можно отремонтировать, но если он продолжает работать, проблема заключается в чем-то другом (например, в неисправном электрическом реле). Чтобы быть абсолютно уверенным, эксперимент следует повторить еще один или два раза.
Если новый вентилятор не включается вообще, даже после прогрева двигателя, это явная неисправность. Это можно проверить простым способом — подключив его непосредственно к батарее. Если пропеллер не начинает вращаться, значит, автосервис продал неисправный агрегат, и его следует вернуть для замены.
Не работает вентилятор охлаждения: как исправить?
Если термостат в порядке, в рабочем состоянии и полностью исправен, то причиной проблемы может быть вентилятор. Кроме того, судя по описанной вами ситуации, проблем с электрической частью нет, стоит проверить, правильно ли работает сам винт. Давайте перейдем непосредственно к ремонту. Процедура выполняется следующим образом:
- Повторно проверьте предохранитель.
- Проверьте провода к вентилятору, они должны быть исправны.
- Отсоедините штекер
- Подключите провода от аккумулятора к этому разъему
- Если винт не вращается, замените его.
Это простой способ проверить, в порядке ли вентилятор или неисправен именно он. Однако иногда система охлаждения не работает даже после замены вентилятора. Тогда начните с самого простого — продиагностируйте переключатель вентилятора и при необходимости замените его. Снимите штекер с датчика и соедините их вместе. Если эффекта нет, замените и его.
Необходимый инструмент
Выбор используемого инструмента напрямую зависит от характера неисправности. Часто достаточно открыть блок реле и заменить перегоревший предохранитель на новый, что восстановит нормальную работу вентилятора. В случае значительных повреждений, когда не включаются вентиляторы охлаждения на автомобиле Ваз 2114, необходимо демонтировать радиатор, снять вентилятор или заменить реле и соответствующие температурные датчики.
Чтобы снять вентилятор, используйте:
- Крестообразная отвертка.
- Гаечные ключи Torx 8 и 10
Пошаговый рабочий процесс
В каждом случае ремонт вентилятора будет зависеть от имеющейся неисправности. Необходимо провести соответствующую диагностику, чтобы определить, почему на автомобиле Ваз 2114 не включается вовремя вентилятор охлаждения радиатора, что облегчит последующий ремонт.
В первом случае рекомендуется отсоединить разъем вентилятора, а затем, соблюдая полярность, снова подсоединить разъем непосредственно к клемме аккумулятора. Если вентилятор начинает вращаться после прямого подключения, это указывает на неисправность привода, но причиной может быть проводка, неисправный датчик температуры или проблема с предохранителем.
Предохранитель, отвечающий за работу вентилятора охлаждения, можно проверить, не открывая пластиковый корпус. Дело в том, что это реле является двойным и отвечает также за звуковой сигнал. Поэтому если клаксон перестает работать и в то же время не работает вентилятор, это означает, что перегорел предохранитель. Модуль с этими реле находится под капотом в небольшой пластиковой коробке. Чтобы открыть его, снимите две защелки, а затем с помощью плоскогубцев извлеките и замените предохранитель.
Неисправности реле трудно диагностировать. Мы можем порекомендовать приобрести 100% рабочее реле, временно вставить его в гнездо и посмотреть, включается ли вентилятор должным образом. Если вентилятор все же включится, просто замените реле на исправное.
Чтобы проверить датчик температуры, который посылает сигнал непосредственно на радиатор, отсоедините разъем датчика, а затем включите зажигание. В этом случае система автоматизации запустит вентилятор в аварийном режиме. Если после отсоединения разъема от датчика таким образом вентилятор включается слишком поздно, можно сделать вывод, что датчик температуры неисправен и подлежит замене. Сам датчик температуры крепится двумя винтами, которые можно открутить обычной крестовой отверткой. Замена датчика обычно занимает не более 5 минут.
Если причиной неисправности все еще является вентилятор, сначала можно попытаться отремонтировать или заменить его. Проблема может заключаться в подшипнике или щетках. В этом случае эти неисправные детали можно заменить, что позволит вентилятору системы охлаждения работать в полном объеме. Однако если причиной поломки вентилятора является электродвигатель, ремонт затруднен, и такой поврежденный привод лучше заменить новым.
Чтобы извлечь вентилятор вместе с диском, необходимо:
- Автомобиль ВАЗ 2114 ставится на ровную площадку и включается стояночный тормоз.
- Откройте крышку и отсоедините напряжение от минусовой клеммы
- Открутите корпус воздушного фильтра с помощью гаечного ключа.
- Ослабьте хомуты шланга на воздуховоде.
- Выкрутите саморезы, крепящие воздушный фильтр, и снимите фильтрующий элемент.
- Затем открутите и снимите трубку воздухозаборника с помощью гаечного ключа на 8 мм.
- Снимите кожух вентилятора и открутите 6 гаек с помощью гаечного ключа на 8 мм.
- Снимите сиденье двигателя.
- Снимите вентилятор и диск.
Просто установите новый диск или весь вентилятор и выполните сборку в обратном порядке. После этого ремонта необходимо проверить правильность работы вентилятора. Для этого прогрейте двигатель и дождитесь работы вентилятора.
Советы автомобилистам
Электрический вентилятор системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2114, включается в работу только на основании сигнала от датчика температуры охлаждающей жидкости. Однако подключение осуществляется не напрямую, а через реле. Два предохранителя защищают эту электрическую цепь. Если стрелка указателя температуры приближается к красной зоне шкалы, выключите дроссель, включите вентилятор отопления кабины на полную мощность и ищите место для остановки.
Работу одного из предохранителей, расположенных в монтажном блоке и защищающих электрическую цепь вентилятора, можно проверить, просто нажав на кнопку звукового сигнала. Если клаксон работает, предохранитель не поврежден, поскольку он также защищает цепь клаксона. Если он неисправен, откройте монтажный блок и найдите 20-амперный предохранитель F5, но перед его заменой найдите причину неисправности, иначе новый предохранитель перегорит точно так же.
Чтобы проверить другой предохранитель, снимите корпус консоли со стороны пассажира. Там вы увидите три реле, рядом с каждым из которых находится предохранитель. Чтобы проверить это, снимите центральную секцию. Если он перегорел, ищите причину этого. Если предохранитель исправен, проверьте среднее реле, поскольку двигатель вентилятора включается через него. Выньте его из гнезда и проверьте, не окислены ли контакты. Вы можете проверить это с помощью омметра. Если у вас его нет или вы не знаете, как им пользоваться, вам придется попытаться заменить его на рабочий.
Далее откройте капот, отсоедините колодку проводов от двигателя вентилятора и, если проводов несколько, подключите ее непосредственно к аккумулятору. Если вентилятор начинает работать, нужно искать причину неисправности в датчике температуры или реле, а также в другом предохранителе рядом с реле. Если вентилятор не работает при подключении непосредственно к батарее, проблема кроется в самом вентиляторе.
Вентилятор также может выйти из строя из-за неисправного датчика температуры вентилятора. Он расположен на головке блока цилиндров, над термостатом. Если у вас нет омметра, вы можете проверить это, заменив его. Только датчик вентилятора не следует путать с указателем температуры охлаждающей жидкости.
Другая неисправность может заключаться в том, что вентилятор не выключается, когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже температуры, при которой он должен выключаться. В этом случае проверьте датчик вентилятора и реле.
Используя метод замены предположительно неисправного устройства, водитель сможет найти причину, по которой не работает вентилятор системы охлаждения двигателя.
Все автомобили с инжекторным двигателем оснащены электрическим, а не механическим вентилятором. В случае с механическим вентилятором вопрос был проще… Двигатель вентилятора подключается к сети через реле, а сигнал на это реле подается через ЭБУ. Кроме того, в цепи двигателя имеется предохранитель, а датчик температуры охлаждающей жидкости (DTEJ) подключен непосредственно к ЭБУ. Если вентилятор охлаждения не работает, в автомобиле ВАЗ-2114 есть одна хитрость: отключите датчик температуры топлива и запустите двигатель. И если вентилятор начинает вращаться, ищите проблему в датчике.
- https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2114/6510-ne-vkljuchaetsya-ventilyator-ohlazhdeniya-vaz-2114-inzhektor-prichiny.html
- https://provaz2114.ru/elektrika/ne-vklyuchaetsya-ventilyator-ohlazhdeniya-na-vaz-2114-prichiny-remont.html
- https://VAZremont.com/ne-vklyuchaetsya-ventilyator-ohlazhdeniya-vaz-2114/
- https://avto-idea.ru/remont/ne-rabotaet-ventilyator-radiatora-na-vaz-2114-zamena-svoimi/
- https://avtotop.info/ne-srabatyvaet-ventiljator-ohlazhdenija-vaz-2114/